Аускультация лёгких у детей

Особенности проведения и основные показания к аускультации легких у детей



Аускультация легких у детей как способ исследования позволяет найти возникающий во время дыхания звуки. Также при помощи этого способа исследования у врача есть возможность оценить силу и характер явлений.

Оглавление:

Кроме того, при помощи аускультации легких у детей определяется отношение к дыхательным фазам и локализация звуковых явлений.

Общая информация

В отношении желудка этот способ помогает специалисту определить, насколько интенсивно переваривается пища, а также, имеется ли воздух в ЖКТ.

Подготовка к исследованию

Существует несколько специфических способов проведения аускультации легких у детей. Обычно специалист проделывает следующие манипуляции:

  • Подготавливает специальное оборудование (стетоскоп), оснащенное деликатной поверхностью пластинки.
  • Аккуратно нагревает пластинку до температуры кожного покрова исследуемого.
  • Перемещает малыша в лежачую позицию.

    Как проводится исследование

    Аускультация легких у детей проводится следующим образом:

    • специалист прослушивает всю поверхность исследуемых органов, начиная со спины ребенка;
    • далее исследуется область верхушечного дыхания (на участках немного выше ключиц);
    • затем следует аускультация «двигателя» человека.

    В возрасте до двенадцати месяцев во время прослушивания легких специалист четко слышит вдохи и выдохи.

    Немногим позже такое дыхание считается жестким и является симптомом развития бронхита. Также прослушиваются хрипы и определяется отсутствие дыхания в той или иной части актуальных органов.

    Ценность метода

    Аускультация легких у детей считается ориентировочным выслушиванием. Благодаря этому способу специалист имеет возможность получить актуальную информацию относительно состояния органа целиком. Также определяются отклонения от нормы.

    После того как специалист закончил сравнительное прослушивание, он должен тщательно выслушать те зоны, где были выявлены звуковые аномалии.

    При этом методе требуется сперва выявить характер ключевого дыхательного шума, а после — наличие дополнительных звуковых явлений. После этого врач приступает к выслушиванию голосовых особенностей исследуемого.

    Главные дыхательные шумы

    Исследованию подлежат два вида дыхания:

  • Физиологические бронхиальные.
  • Везикулярное.

    К особенностям везикулярного дыхания следует отнести мягкий шум, аналогичный звуку, когда человек негромко говорит букву «Ф». Также специалист должен слушать этот вид дыхания до тех пор, пока период вдоха не сменится фазой (1/3) выдоха.

    «Вдыхательная» фаза при этом отличается яркостью звука и долготой. Выдох, наоборот, достаточно тих и короток.

    Этот вид дыхания хорошо слышен на передней поверхности грудной клетки. Актуальная зона находится немного ниже лопаточных углов, в средней части подмышечных участков. В зоне верхушек и в задней части лопаток везикулярное дыхание определено достаточно слабо. Это объясняется тем, что на этом участке слой легких отличается тонкостью.

    У достаточно большого количества исследуемых этот вид дыхания более громкий с левой части.

    В правой стороне выдох прослушивается более четко. Это объясняется лучшим проведением по ключевому бронху правой стороны ларингеального дыхания.

    Побочные шумы

    К аномальным звуковым явлениям следует отнести:

  • Звук трения плевры (выдох и вдох схожи с хрустом снега).
  • Крепитацию (при вдохе слышится легкий треск).

    В последнем случае можно говорить о наличии аномального состояния плевральных листков, которые становятся шероховатыми. Сам звук плеврического трения схож с влажными мелкопузырчатыми хрипами и крепитацией.

    Аускультация легких у детей считается наиболее безопасным методом исследования. Проводить его можно, начиная с любого возраста.

    Источник: http://03-med.info/uzi/osobennosti-provedeniya-i-osnovnye-po.html

    Особенности аускультации легких у ребенка

    В медицине существует такое понятие, как пропедевтика, которое подразумевает первичную диагностику. Такая диагностика не предполагает выполнения специальных процедур. Наличие знаний из этой научной области позволяет поставить диагноз на основе внешнего осмотра пациента или учитывая те характеристики, которые легко установить без использования специальных приспособлений. Одним из методов данной науки является аускультация.

    Этот диагностический метод заключается в выслушивании звуков, формирующихся в легких и гортани. По их особенностям можно предполагать наличие или отсутствие у пациента патологий в органах дыхательной системы.

    Это становится возможным лишь при наличии у специалиста необходимых знаний и достаточного опыта, иначе сделать правильные выводы будет затруднительно. Также нужно понимать, что с помощью аускультации не всегда удается обнаружить болезнь или выбрать один диагноз из нескольких предполагаемых.

    В этом случае приходится применять иные диагностические процедуры. Однако, при несложных ситуациях такого способа бывает достаточно, благодаря чему не приходится лишний раз подвергать пациента, например, облучению УФ-лучами. Именно поэтому аускультация используется и на современном этапе развития медицины.

    Особенно значимой является аускультация легких для диагностики заболеваний органов дыхания у детей. В детском возрасте многие эффективные диагностические процедуры несут вред организму, поэтому врачи избегают их использования.

    В результате, когда болеет ребенок, приходится выбирать более простые, хоть и менее точные способы выявления патологий. Надо сказать, что методика проведения рассматриваемой процедуры для детей не отличается от той, что выполняется в отношении взрослых. Врачи руководствуются теми же правилами и тем же алгоритмом действий.

    Для чего используется?

    Аускультацию используют для того, чтобы обнаружить разнообразные заболевания легких, бронхов, сердца и кровеносной системы. Для этого проводится оценка основных и побочных шумов дыхания. Также оценивается бронхофония над всей поверхностью. Эти показатели в дальнейшем полагается сравнивать с нормальными, на основе чего и делается вывод о наличии или отсутствии заболеваний.

    Благодаря аускультации можно обнаружить следующие патологические состояния, присущие ребенку и взрослому:

    Поскольку основными признаками, по которым осуществляется такая диагностика, являются шумы, следует выяснить, какие именно шумы могут быть обнаружены во время аускультации. Это:

    1. Везикулярное дыхание. Этот тип шума отличается мягкостью и равномерностью, должен быть непрерывным при вдохе. По звучанию напоминает звук «в» или «ф».
    2. Бронхиальное дыхание. Оно наблюдается в фазах вдоха и выдоха, похоже на звук «х». При выдохе этот шум отличается большей резкостью, нежели при вдохе.
    3. Смешанное дыхание. Его можно назвать промежуточным между первыми двумя, поскольку ему присущи особенности их обоих.

    Помимо основных, врач при аускультации может услышать дополнительные шумы, которые являются признаками патологических явлений. Это:

    1. Хрипы. Могут быть сухими и влажными. Проявляются в виде свиста, жужжания или гудения (сухие) или напоминают звук лопающихся пузырьков (влажные).
    2. Крепитация. Это явление представляет собой отрывистый скрипучий звук.
    3. Шум трения плевры. При обнаружении этого шума можно предположить, что его источник находится совсем близко к поверхности. По своему звучанию он похож на хруст снега или шорох бумаги.

    Чтобы поставленный диагноз был правильным, врач должен учесть не только имеющиеся посторонние шумы, но и особенности шумов основных. Помимо этого необходимо принять к сведению симптомы, которые назовет пациент, его индивидуальные особенности и многое другое.

    Особенности выполнения

    Аускультация по сути своей – это выслушивание грудной клетки пациента с дальнейшим анализом обнаруженных шумов. Она может осуществляться непосредственным (когда врач прослушивает легкие больного без каких-либо приспособлений) и опосредованным способом (используется стетоскоп). Чтобы эта процедура была эффективной, нужно соблюдать правила аускультации легких, которые заключаются в следующем:

    1. Пациент должен находиться в сидячем или стоячем положении.
    2. Помещение для этой процедуры должно быть уединенным, обязательна тишина.
    3. Одежду с исследуемого участка тела нужно снять, чтобы избежать дополнительных шумов, возникающих из-за трения о ткань.
    4. В помещении не должно быть холодно.
    5. И врач, и пациент должны находиться в удобном для них положении.
    6. Стетоскоп должен плотно прилегать к выслушиваемой поверхности, но не давить на нее.
    7. Желательно избегать прикосновений к поверхности инструмента, чтобы не возникали дополнительные звуки.
    8. Не надавливать на инструмент.
    9. Врачу стоит использовать один и тот же стетоскоп, чтобы приспособиться к его особенностям.
    10. Очень важна сосредоточенность на процедуре, чтобы не упустить важных деталей.
    11. Дыхание пациента не должно быть слишком интенсивным, чтобы не возникло кислородного перенасыщения.

    Места аускультации лёгких

    Одним из важных аспектов аускультации легких у детей является выполнение действий в определенной последовательности. Это означает, что нужно выполнять алгоритм аускультации легких, иначе есть риск получения неправильных результатов. Специалист должен последовательно прослушать дыхание пациента в определенных точках, чтобы выявить особенности. Прослушивание лишь в некоторых точках не позволит оценить картину целиком. Очень важно, чтобы переходы от одной точки к другой отличались симметричностью.

    Основные точки для выслушивания – это:

    • ямки над ключицами;
    • ямки под ключицами;
    • с двух сторон тела на уровне третьего ребра;
    • участки по бокам;
    • межлопаточное пространство;
    • области вокруг лопаток.

    Важный элемент такого обследования – сравнение особенностей дыхания в аналогичных зонах. Врач должен определить характер основных шумов в одной точке и сравнить их с такими же шумами, обнаруженными с другой стороны. Поэтому данный метод еще называется сравнительная аускультация.

    Выявить в ходе выслушивания нужно следующие особенности:

    • громкость;
    • однородность либо неоднородность;
    • высоту;
    • продолжительность;
    • постоянство;
    • распространенность;
    • проявление согласно фазам дыхания.

    Процедура целиком должна состоять из 4 этапов. Это:

    1. Исследование в нормальном состоянии.
    2. Прослушивание тех же точек при глубоком дыхании.
    3. Оценка показателей при покашливании.
    4. Выявление показателей при смене положения.

    Однако не всегда есть необходимость в выполнении всей последовательности. Если на первом этапе не выявлено никаких отклонений, все показатели в норме, то врач может и не проводить оставшиеся три части процедуры. Они служат для уточнения патологии (если она есть).

    Нормы и отклонения

    В норме основным шумом, который обнаруживается при аускультации, является везикулярное дыхание. Детям вместо него может быть присуще пуэрильное дыхание, которое характеризуется большей резкостью и громкостью. Взрослым людям такой тип дыхания свойствен во время лихорадки.

    Бронхиальное дыхание тоже может считаться нормой, если оно обнаруживается лишь в определенных точках. Выявление его в других участках указывает на патологию.

    Другими признаками патологии можно назвать:

    1. Ослабленное или усиленное везикулярное дыхание.
    2. Саккадированное (ему присущ неравномерный и прерывистый дыхательный ритм) везикулярное дыхание.
    3. Возникновение дополнительных шумов.

    Дыхание при аускультации легких

    Специалист должен проанализировать все выявленные особенности, чтобы поставить точный диагноз. При необходимости можно назначить дополнительные диагностические процедуры, чтобы избежать ошибочных мер медицинского воздействия.

    У каждого из отклонений, обнаруженных при аускультации легких, есть причины. Зная их, врач может предполагать, какая именно проблема вызывает те результаты, которые обнаружены у пациента. Они заключаются в следующем:

    1. Бронхиальные шумы в тех участках, где их быть не должно. В этом случае можно предполагать наличие уплотненной легочной ткани. Такое возможно при крупозной пневмонии, абсцессе легкого, гидротораксе.
    2. Ослабление везикулярного дыхания. Может быть вызвано наличием жидкости либо воздуха в полости плевры, эмфиземой, бронхиальной обструкцией, пневмосклерозом.
    3. Усиливается везикулярное дыхание обычно при физических нагрузках. Также есть вероятность такого усиления в виде компенсаторной реакции (когда одни участки характеризуются гиповентиляцией, в других может развиваться гипервентиляция).
    4. Сухой вид хрипов. Чаще всего обнаруживается у больных при спазме легких (например, при бронхиальной астме). Наличие влажных хрипов может объясняться бронхитом, туберкулезом, опухолью, абсцессом легкого и пр.
    5. Крепитация. Может возникать при крупозной пневмонии, легочном туберкулезе, инфаркте-пневмонии.
    6. Шумы трения плевры. Возникают, когда на плевральных листках появляются неровности. Это вероятно при сухом плеврите, туберкулезе плевры, обезвоживании.

    Поскольку в каждом из случаев обнаружения отклонений предполагаемых диагнозов оказывается несколько, такая диагностическая процедура требует от врача высокого уровня квалификации. Лишь в этом случае он может правильно оценить все обнаруженные особенности и выбрать верный диагноз.

    Почитайте лучше, что говорит заслуженный врач Российской Федерации Виктория Дворниченко, по этому поводу. Несколько лет мучилась от плохого самочувствия — постоянные простуды, проблемы с горлом и бронхами, головные боли, проблемы с весом, боли в животе, тошнота, запоры, слабость, упадок сил, разбитость и депрессия. Бесконечные анализы, походы к врачам, диеты, таблетки не решали мои проблемы. Врачи уже не знали, что со мной делать. НО благодаря простому рецепту, головные боли, простуды, проблемы с ЖКТ в прошлом, мой вес пришел в норму и я чувствую себя ЗДОРОВОЙ, полной сил и энергии. Теперь мой лечащий врач удивляется как это так Вот ссылка на статью.

    Источник: http://opnevmonii.ru/diagnostika/auskultaciya-legkix.html

    Особенности аускультации у детей

    Особенности аускультации у детей — раздел Изобретательство, Тема: Правила и техника аускультации легких. Особенности у детей При Аускультации Положение Ребенка Такое Же, Как И При Перкуссии. Выслушивают.

    При аускультации положение ребенка такое же, как и при перкуссии. Выслушивают симметричные участки обоих легких. В норме у детей до 3-6 мес. выслушивают ослабленное везикулярное дыхание, с 6 мес. до 5-7 лет – пуэрильное (дыхательный шум более громкий и продолжительный в течение обеих фаз дыхания).

    Особенности строения органов дыхания у детей, обуславливающие наличие пуэрильного дыхания, перечислены ниже.

    · Короткое расстояние от голосовой щели до места аускультации из-за малых размеров грудной клетки, что приводит к частичному выслушиванию дыхательных шумов гортани.

    · Узкий просвет бронхов.

    · Большая эластичность и малая толщина стенки грудной клетки, увеличивающие ее вибрацию.

    · Значительное развитие интерстициальной ткани, уменьшающей воздушность ткани легких.

    После 7 лет дыхание у детей постепенно приобретает характер везикулярного.

    Бронхофония – аускультация звуковой волны с бронхов на грудную клетку. Пациент шепотом произносит слова, содержащие звуки «ш» и «ч» (например, «чашка чая»). Бронхофонию обязательно исследуют над симметричными участками легких.

    Эта тема принадлежит разделу:

    Тема: Правила и техника аускультации легких. Особенности у детей

    Методические рекомендации для практического занятия по теме. Правила и техника аускультации легких Особенности у детей.

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности аускультации у детей

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    1. Проводится в строго симметричных точках обеих половин грудной клетки по определенному плану. 2. Выслушивание предпочтительно начинать с надключичных областей, затем перемещают головку п

    Везикулярное дыхание Низкочастотный дыхательный шум, возникающий в результате упругого напряжения и колебания стенок альвеол при растяжении их воздухом на вдохе и быстро

    Характер изменения Механизм Синдромы или заболевания Ослабление Синдромы «преграды» 1. Г

    Отличия Побочные дыхательные шумы Сухие хрипы Влажные хрипы Крепитация Шум трения плевры

    Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
    Подпишитесь на Нашу рассылку
    Новости и инфо для студентов
    Реклама
    Соответствующий теме материал
    • Похожее
    • Популярное
    • Облако тегов
    • Здесь
    • Временно
    • Пусто
    О Сайте

    Информация в виде рефератов, конспектов, лекций, курсовых и дипломных работ имеют своего автора, которому принадлежат права. Поэтому, прежде чем использовать какую либо информацию с этого сайта, убедитесь, что этим Вы не нарушаете чье либо право.

    Источник: http://allrefs.net/c52/3ujlt/p5/

    Аускультация легких у детей: на что требуется обратить внимание

    Аускультация легких у детей как способ исследования позволяет найти возникающий во время дыхания звуки. Также при помощи этого способа исследования у врача есть возможность оценить силу и характер явлений. Кроме того, при помощи аускультации легких у детей определяется отношение к дыхательным фазам и локализация звуковых явлений.

    Общая информация

    В отношении желудка этот способ помогает специалисту определить, насколько интенсивно переваривается пища, а также, имеется ли воздух в ЖКТ.

    Подготовка к исследованию

    Существует несколько специфических способов проведения аускультации легких у детей. Обычно специалист проделывает следующие манипуляции:

    1. Подготавливает специальное оборудование (стетоскоп), оснащенное деликатной поверхностью пластинки.
    2. Аккуратно нагревает пластинку до температуры кожного покрова исследуемого.
    3. Перемещает малыша в лежачую позицию.

    Как проводится исследование

    Аускультация легких у детей проводится следующим образом:

    • специалист прослушивает всю поверхность исследуемых органов, начиная со спины ребенка;
    • далее исследуется область верхушечного дыхания (на участках немного выше ключиц);
    • затем следует аускультация «двигателя» человека.

    В возрасте до двенадцати месяцев во время прослушивания легких специалист четко слышит вдохи и выдохи.

    Немногим позже такое дыхание считается жестким и является симптомом развития бронхита. Также прослушиваются хрипы и определяется отсутствие дыхания в той или иной части актуальных органов.

    Ценность метода

    Аускультация легких у детей считается ориентировочным выслушиванием. Благодаря этому способу специалист имеет возможность получить актуальную информацию относительно состояния органа целиком. Также определяются отклонения от нормы.

    После того как специалист закончил сравнительное прослушивание, он должен тщательно выслушать те зоны, где были выявлены звуковые аномалии.

    При этом методе требуется сперва выявить характер ключевого дыхательного шума, а после — наличие дополнительных звуковых явлений. После этого врач приступает к выслушиванию голосовых особенностей исследуемого.

    Главные дыхательные шумы

    Исследованию подлежат два вида дыхания:

    К особенностям везикулярного дыхания следует отнести мягкий шум, аналогичный звуку, когда человек негромко говорит букву «Ф». Также специалист должен слушать этот вид дыхания до тех пор, пока период вдоха не сменится фазой (1/3) выдоха.

    «Вдыхательная» фаза при этом отличается яркостью звука и долготой. Выдох, наоборот, достаточно тих и короток.

    Этот вид дыхания хорошо слышен на передней поверхности грудной клетки. Актуальная зона находится немного ниже лопаточных углов, в средней части подмышечных участков. В зоне верхушек и в задней части лопаток везикулярное дыхание определено достаточно слабо. Это объясняется тем, что на этом участке слой легких отличается тонкостью.

    У достаточно большого количества исследуемых этот вид дыхания более громкий с левой части.

    В правой стороне выдох прослушивается более четко. Это объясняется лучшим проведением по ключевому бронху правой стороны ларингеального дыхания.

    Побочные шумы

    К аномальным звуковым явлениям следует отнести:

    1. Звук трения плевры (выдох и вдох схожи с хрустом снега).
    2. Крепитацию (при вдохе слышится легкий треск).

    В последнем случае можно говорить о наличии аномального состояния плевральных листков, которые становятся шероховатыми. Сам звук плеврического трения схож с влажными мелкопузырчатыми хрипами и крепитацией.

    Аускультация легких у детей считается наиболее безопасным методом исследования. Проводить его можно, начиная с любого возраста.
    • Причины развития, симптоматика и особенности лечения хронического бронхита
    • Как проявляется хондроз грудного отдела и как можно помочь больному
    • Наиболее эффективные упражнения для поясницы, методика их выполнения и массаж
    • Показания, противопоказания и проведение эмболизации маточных артерий
    • Безусловный и условный рефлекс: классификация и механизм

    Вам может быть интересно

    Аускультация легких: диагностика бронхита, пневмонии и бронхиальной астмы

    Показания к проведению рентгенологического исследования почек

    О чем может говорить тот факт, что базофилы повышены?

    Чем отличается урография почек у детей?

    Лактатдегидрогеназа и ее определение в крови

    Определение нормы общего белка у женщин

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Перепечатка материалов разрешена только с активной ссылкой на http://tvoelechenie.ru

    © 2016 Tvoelechenie.ru Все права защищены

    Информация, содержащаяся на данном сайте, не является заменой профессиональной консультации специалиста

    Источник: http://tvoelechenie.ru/diagnostika-i-analizy/auskultaciya-legkix-u-detej-na-chto-trebuetsya-obratit-vnimanie.html

    Аускультация лёгких у детей

    Аускультация легких. Семиотика поражений и основных заболеваний органов дыхания у детей. Синдромы дыхательных расстройств и дыхательной недостаточности, основные клинические проявления.

    При аускультации положение ребёнка такое же, как и при перкуссии. Выслушивают симметричные участки обоих лёгких. В норме у детей до 3–6 мес выслушивают ослабленное везикулярное дыхание, с 6 мес до 5–7 лет — пу-эрильное (дыхательный шум более громкий и продолжительный в течение обеих фаз дыхания).

    Особенности строения органов дыхания у детей, обусловливающие наличие пуэрильного дыхания, перечислены ниже.

    • Короткое расстояние от голосовой щели до места аускультации из-за малых размеров грудной клетки, что приводит к частичному выслушиванию дыхательных шумов гортани.

    • Узкий просвет бронхов.

    • Большая эластичность и малая толщина стенки грудной клетки, увеличивающие её вибрацию.

    • Значительное развитие интерстициальной ткани, уменьшающей воздушность ткани лёгких.

    После 7 лет дыхание у детей постепенно приобретает характер везикулярного.

    Бронхофония — проведение звуковой волны с бронхов на грудную клетку, определяемое при помощи аускультации. Пациент шёпотом произносит слова, содержащие звуки «ш» и «ч» (к примеру, «чашка чая»). Бронхофонию обязательно исследуют над симметричными участками лёгких.

    СЕМИОТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

    Клиническими критериями заболеваний органов дыхания новорожденного являются:

    синдром дыхательных расстройств: одышка, кашель;

    синдром локальных (очаговых) физикальных изменений в легких: перкуторно — притупление (укорочение) или коробочный (тимпанит) тон; аускультативно — ослабленное или жесткое дыхание, влажные или сухие хрипы;

    синдром дыхательной недостаточности.

    Выявленное с помощью перкуссии качественное изменение перкуторного тона в большинстве случаев соответствует характеру патологического процесса.

    В патологических условиях притуплённый (укороченный) перкуторный тон наблюдается во всех случаях уменьшения воздушности легкого или заполнения плевральной полости жидкостью. Это встречается при:

    кровоизлиянии в легкие;

    пио- и гемотораксе.

    Коробочный (тимпанический) оттенок перкуторного звука у новорожденного встречается при:

    пневмонии (в начале).

    Хрипы являются добавочными шумами и образуются при передвижении или колебании в воздухоносных полостях секрета, слизи и т. д. При наличии хрипов следует указать:

    звучность (звучные, незвучные);

    постоянство и изменчивость;

    частотную характеристику (низко- или высокочастотные);

    характер (сухие, влажные);

    калибр (мелко-, средне- или крупнопузырчатые).

    Сухие хрипы — свистящие дискантовые, высокие и басовые, низкие, более музыкальные. Они отличаются непостоянством и изменчивостью. Встречаются при:

    бронхообструктивном синдроме. Заболевание начинается обычно с катаральных явлений, повышения температуры и сухого кашля. В последующем появляется экспираторная одышка, а в легких обнаруживаются признаки эмфиземы, свистящие сухие хрипы, как правило, с обеих сторон. Иногда на выходе из этого состояния в легких могут выслушиваться влажные проводные хрипы без оформленного очага.

    Влажные хрипы образуются при прохождении воздуха через жидкость. Их важно подразделять на звонкие и незвонкие. Звонкие хрипы прослушиваются при уплотнении легочной ткани, лежащей рядом с бронхом, что наблюдается при пневмонии. Незвонкие хрипы встречаются при:

    Учитывая многообразие этиологических факторов, приводящих к заболеваниям органов дыхания, при определении диагноза необходимо принимать во внимание не только совокупность респираторных расстройств, но и данные целостного исследования ребенка. Особенно это важно учитывать у недоношенного и у ребенка с внутриутробной гипотрофией, у которых опорные признаки ряда заболеваний органов дыхания могут отсутствовать, а на первом плане — симптомы токсикоза.

    Нарушения дыхания и аритмии сердечной деятельности представляют риск возникновения синдрома внезапной смерти.

    Своевременная диагностика заболевания органов дыхания у новорожденного позволит участковому педиатру обеспечить проведение адекватных состоянию ребенка мероприятий, включая и госпитализацию.

    • При дыхании Чейна — Стокса после нетой паузы дыхание возобновляется, сначала бывает поверхностным и редким, затем его глубина с каждым вдохом увеличивается, а ритм ускоряется; достигнув максимума, дыхание начинает постепенно замедляться, становится поверхностным и снова прекращается на нето время. У детей раннего возраста дыхание Чейна — Стокса может быть вариантом нормы, особенно во сне.

    • Дыхание Биота характеризуется чередованием равномерного ритмичного дыхания и длительных (до 30 с и более) пауз.

    ЧДЦ изменяется при многих заболеваниях органов дыхания.

    • Тахипноэ — учащение дыхания (ЧДД превышает возрастную норму на 10% и более). У здоровых детей возникает при волнении, физической нагрузке и т.д. Тахипноэ в покое возможно при обширных поражениях дыхательной и сердечно-сосудистой систем, болезнях крови (к примеру, анемиях), лихорадочных заболеваниях и т.п. Дыхание учащается, но становится поверхностным во всех случаях, связанных с болезненностью глубокого вдоха, что обычно указывает на поражение плевры (к примеру, острый плеврит или плевропневмонию).

    • Брадипноэ — снижение ЧДЦ? очень редко выявляемое у детей (в детском возрасте обычно возникает при угнетении дыхательного центра). Обычно это бывает при коматозных состояниях (к примеру, при уремии), отравлениях (к примеру, снотворными лекарственными средствами), повышенном внутричерепном давлении, а у новорождённых — в терминальных стадиях синдрома дыхательной недостаточности.

    Соотношение ЧДД и ЧСС меняется при поражении органов дыхания. Так, при пневмонии оно становится равным 1:2 или 1:3, так как дыхание учащается в большей степени, чем сердцебиение.

    Одышка характеризуется затруднением вдоха (инспираторной одышкой) либо выдоха (экспираторной одышкой) и субъективно представляет ощущение нехватки воздуха.

    • Инспираторная одышка возникает при обструкции верхних дыхательных путей (крупе, инородном теле, кистах и опухолях, врождённом сужении гортани, трахеи или бронхов, заглоточном абсцессе и т.д.). Затруднение дыхания при вдохе клинически проявляется втяжением эпигастральной области, межрёберных промежутков, надключичных и яремной ямок и напряжением грудино-ключично-сосцевидной мышцы (т. sternocleidomastoideus) и других вспомогательных мышц. У детей раннего возраста эквивалентами одышки служат раздувание крыльев носа и кивательные движения головой.

    • Экспираторная одышка характеризуется затруднённым выдохом и активным участием в нём мышц брюшного пресса. Грудная клетка раздута, дыхательные экскурсии уменьшены. Экспираторную одышку наблюдают при бронхиальной астме, астматическом бронхите и бронхиолите, а также препятствиях для прохождения воздуха, расположенных ниже трахеи (к примеру, в крупных бронхах).

    • Смешанная одышка (экспираторно-инспираторная) проявляется вздутием грудной клетки и втяжением уступчивых мест грудной клетки. Она свойственна бронхиолиту и пневмонии.

    Патологические типы дыхания возникают при многих заболеваниях органов дыхания.

    • Бронхиальное дыхание характеризуется грубым оттенком, преобладанием выдоха над вдохом и наличием в дыхательном шуме звука «х».

    • В межлопаточном пространстве резко усиливается выдох при сжатии лёгкого, к примеру крупными пакетами лимфатических бронхопульмональных деталей при медиастините.

    • Бронхиальное дыхание в других местах лёгких чаще всего указывает на наличие воспалительной инфильтрации лёгочной ткани (бронхопневмония, туберкулёзные инфильтративные процессы и т.д.); часто его выслушивают над плевральным экссудатом в области сдавленного им лёгкого.

    • Бронхиальное дыхание приобретает громкий дующий характер над воздушными полостями с гладкими стенками (каверной, вскрывшимся абсцессом, пневмотораксом) и в этих случаях называется «амфорическое дыхание».

    • Ослабленное дыхание может быть обусловлено следующими причинами.

    • Общее ослабление дыхательного акта с уменьшением поступления в альвеолы воздуха (сильное сужение гортани, трахеи, парез дыхательных мышц и т.д.).

    • Затруднённый доступ воздуха в определённую часть доли или долю с образованием ателектаза вследствие обтурации (к примеру, инородным телом), сдавления бронха (опухолью и т.д.), значительного бронхоспазма, синдрома обструкции, вызванного отёком и скоплением слизи в просвете бронхов.

    • Оттеснение части лёгкого при скоплении в плевре жидкости (экссудатив-ный плеврит), воздуха (пневмоторакс); при этом лёгкое отходит вглубь, альвеолы при дыхании не расправляются.

    • Утрата лёгочной тканью эластичности, ригидность (малая подвижность) альвеолярных стенок (эмфизема).

    • Значительное утолщение плевры (при рассасывании экссудата) или ожирение.

    • Начальная или заключительная стадия воспалительного процесса в лёгких при нарушении только эластичности лёгочной ткани без её инфильтрации и уплотнения.

    • Усиленное дыхание выявляют в следующих случаях.

    • Сужение мелких или мельчайших бронхов (усиление происходит за счёт выдоха), их воспаление или спазм (приступ бронхиальной астмы, бронхиолит).

    • Компенсаторное усиление дыхания на здоровой стороне в случае патологического процесса на другой.

    • Жёсткое дыхание обычно указывает на поражение мелких бронхов, возникает при бронхитах и очаговых пневмониях. При этих заболеваниях воспалительный экссудат уменьшает просвет бронхов, что создаёт условия для возникновения этого типа дыхания.

    Хрипы. Патологические процессы в лёгких сопровождаются различными хрипами. Хрипы лучше слышны на высоте вдоха.

    • Сухие хрипы бывают свистящими (дискантовыми, высокими) и басовыми (низкими, более музыкальными). Первые чаще возникают при сужении просвета бронхов, особенно мелких; вторые образуются от колебания густой мокроты, особенно в крупных бронхах. Сухие хрипы отличаются непостоянством и изменчивостью, присущи для ларингита, фарингита, бронхита, астмы.

    • Влажные хрипы образуются при прохождении воздуха через жидкость. Вынужденное положение характерно для приступа бронхиальной астмы. Ребёнок сидит, опираясь руками о край кровати, с приподнятыми плечами. Деформация пальцев рук в виде «барабанных палочек» (утолщение концевых фаланг) указывает на застойные явления в малом круге кровообращения, хроническую гипоксию. Этот симптом характерен для детей, страдающих хроническими заболеваниями лёгких.

    Расширение поверхностной капиллярной сети на коже спины и груди (симптом Франка) может указывать на увеличение трахеобронхиальных лимфатических деталей. Выраженная сосудистая сеть на коже груди иногда бывает симптомом гипертензии в системе лёгочной артерии.

    Осмотр лица больного нередко позволяет получить важную диагностическую информацию.

    • Бледность и одутловатость лица, приоткрытый рот, неправильный прикус нередко бывает у детей дошкольного и школьного возрастов при аденоидах.

    • Бледное и пастозное лицо, в том числе и веки (вследствие нарушения оттока лимфы), цианоз губ, набухшие кожные вены, кровоизлияния в конъюнктиву и подкожную клетчатку — нередкие признаки частого или длительного кашля (при коклюше, хронических неспецифических заболеваниях лёгких).

    • Пенистые выделения в углах рта бывают у маленьких детей (до 2–3-месячного возраста) при бронхиолите и пневмонии вследствие проникновения воспалительного экссудата из нижних дыхательных путей в полость рта.

    • Особое внимание необходимо уделить осмотру носа и носовой полости.

    — Раздувание крыльев носа (у маленьких детей служит эквивалентом участия вспомогательной мускулатуры в акте дыхания) свидетельствует о дыхательной недостаточности.

    — Прозрачные слизистые выделения из носа обычно выявляют при остром катаральном воспалении слизистой оболочки дыхательных путей (к примеру, остром рините или гриппе) и аллергическом рините.

    — Слизисто-гнойные выделения с примесью крови (сукровичные выделения) присущи для дифтерии и сифилиса.

    — Присутствие плёнки грязно-серого цвета на носовой перегородке позволяет поставить диагноз дифтерии носа до бактериологического исследования.

    — Кровянистые выделения из одного носового хода возникают при попадании инородного тела (косточки, зерна, пуговки и т.д.).

    — Дыхание через рот, особенно по ночам, отмечают при аденоидах; для них также характерен храп ребёнка во время сна.

    Особенности крика и изменения голоса ребёнка наблюдают при многих заболеваниях.

    • Крик и болезненный плач — нередкие признаки отита. Боль (следовательно и плач) усиливается при давлении на козелок, глотании и сосании.

    • Монотонный крик, прерываемый иногда отдельными более резкими вскрикиваниями, возникает у детей при увеличении внутричерепного давления (к примеру, при менингите, энцефалите).

    • Слабый, писклявый крик новорождённого или отсутствие крика заставляет подумать об общей слабости ребёнка (на фоне заболеваний) или тяжёлой родовой травме.

    • Сиплый голос или афония (его отсутствие) могут быть проявлением патологии слизистой оболочки гортани и поражения голосовых связок.

    • Носовой оттенок (гнусавость) голоса бывает при хроническом рините, аденоидах, заглоточном абсцессе, парезе нёбной занавески (к примеру, при дифтерии).

    Кашель, часто сопровождающий заболевания органов дыхания, может иметь множество оттенков.

    • Грубый лающий кашель бывает при катаральном воспалении слизистой оболочки гортани (при истинном и ложном крупе).

    • Мучительный сухой кашель, усиливающийся при разговоре и крике ребёнка, наблюдают в начальных стадиях бронхита, а также при трахеитах.

    • При разрешении бронхита кашель становится влажным, начинает отделяться мокрота.

    • При поражении плевры и плевропневмонии возникает болезненный короткий кашель, усиливающийся при глубоком вдохе.

    • При значительном увеличении бронхиальных лимфатических деталей кашель приобретает битональный характер. Битональный кашель — спастический кашель, имеющий грубый основной тон и музыкальный высокий второй тон. Он возникает от раздражения кашлевой зоны бифуркации трахеи увеличенными лимфатическими узлами или опухолями средостения и сопровождает туберкулёзный бронхаденит, лимфогранулематоз, лимфосаркому, лейкоз, опухоли средостения (тимому, саркому и др.).

    • Мучительный сухой кашель возникает при фарингитах и назофарингитах. Косвенный признак наличия приступов спастического кашля у ребёнка — язвочка на подъязычной связке (уздечке языка), возникающая от ранения её резцами во время кашля.

    Воспаление миндалин (катаральную, фолликулярную или лакунарную ангину, см. главу 23 «Ангины») выявляют при осмотре зева.

    • Катаральная ангина проявляется гиперемией зева, отёчностью дужек, набуханием и разрыхлением миндалин. Обычно катаральная ангина сопутствует ОРВИ.

    • При фолликулярной ангине на фоне яркой гиперемии, разрыхлённое и увеличении миндалин на их поверхности видны точечные (или имеющие небольшие размеры) наложения, обычно белого или желтоватого цвета.

    • При лакунарной ангине виден воспалительный выпот белого цвета в лакунах, гиперемия миндалин также яркая. Фолликулярная и лакунарная ангины обычно имеют бактериальную этиологию (к примеру, стрептококковую или стафилококковую).

    • При дифтерии зева на миндалинах обычно выявляют грязно-серый налёт при умеренно выраженной гиперемии. При попытке снятия налёта шпателем слизистая оболочка кровоточит, а налёт снимается очень плохо. Форма грудной клетки может изменяться при некоторых лёгочных заболеваниях.

    • При тяжёлых обструктивных заболеваниях (астме, муковисцидозе) перед-незадний размер увеличивается, возникает так называемая «бочкообразная» форма грудной клетки.

    • При экссудативном плеврите на стороне поражения отмечают выбухание грудной клетки, а при хронической пневмонии — западение. Втяжение уступчивых мест грудной клетки указывает на заболевание дыхательных путей, сопровождающееся инспираторной одышкой. Значительное втяжение межрёберных промежутков, яремной ямки во время вдоха характерно для стенотического дыхания при крупе.

    Несимметричность экскурсии грудной клетки. При плевритах, ателектазах лёгкого, хронической пневмонии односторонней локализации можно заметить, что одна из половин грудной клетки (на стороне поражения) отстаёт при дыхании.

    Ритм дыхания: своеобразные нарушения ритма дыхания известны под названиями дыхания Чейна — Стокса и Биота (см. главу 33 «Нарушения сознания»). Возбуждение и двигательное беспокойство появляются при стенозирующем ла-ринготрахеите и приступе бронхиальной астмы.

    Цианоз. По степени выраженности цианоза, его локализации, постоянству или нарастанию при крике или плаче ребёнка можно судить о степени дыхательной недостаточности (чем меньше ра02, тем больше выражен и распространён цианоз).

    • Обычно при поражении лёгких цианоз усиливается во время плача, так как задержка дыхания приводит к выраженному снижению ра02.

    • Острые расстройства дыхания (стенозирующий ларинготрахеит, инородное тело в бронхе, очень быстро прогрессирующее воспаление лёгких, экс-судативный плеврит и т.п.) обычно вызывают общий цианоз.

    • Акроцианоз более характерен для хронических заболеваний. В зависимости от калибра бронха, где они образуются, хрипы бывают мелкопузырчатыми, среднепузырчатыми и крупнопузырчатыми. Также влажные хрипы разделяют на звонкие и незвонкие.

    • Звонкие влажные хрипы прослушивают при уплотнении лёгочной ткани, лежащей рядом с бронхом (к примеру, при пневмонии). Они могут возникнуть в полостях (каверны, бронхоэктазы).

    • Незвонкие хрипы встречают при бронхиолите, бронхите, отёке лёгких, ателектазах.

    Крепитация в отличие от хрипов образуется при разлипании альвеол. Локально определяемая крепитация свидетельствует о пневмонии. При крупозной пневмонии различают crepitatio indux (начальную крепитацию в первые 1–3 дня болезни) и crepitatio redux (крепитацию, выявляемую в стадии разрешения пневмонии и рассасывания экссудата — на 7–10-й день болезни).

    Шум трения плевры, возникающий при трении её висцерального и париетального листков, выслушивают при следующих патологических состояниях.

    • Воспаление плевры с её покрытием фибрином или образованием на ней очагов инфильтрации, приводящее к образованию неровностей, шероховатостей плевральной поверхности.

    • Образование нежных спаек плевры в результате воспаления.

    • Опухоль или туберкулёз плевры.

    Усиление бронхофонии происходит при уплотнении лёгкого (пневмония, туберкулёз, ателектаз), над кавернами и бронхоэктатическими полостями, если не закупорен приводящий бронх. При уплотнении лёгочной ткани усиление бронхофонии обусловлено лучшим проведением голоса, а при полостях — резонансом.

    Ослабление бронхофонии наблюдают при хорошем развитии мышц верхнего плечевого пояса и избыточной подкожной жировой клетчатке, а также наличии в плевральной полости жидкости (выпотной плеврит, гидроторакс, гемоторакс) или воздуха (пневмоторакс).

    Особенности локализации патологического очага при пневмонии

    У детей пневмония наиболее часто локализуется в определённых сегментах, что связано с особенностями аэрации этих сегментов, дренажной функцией бронхов, эвакуацией из них секрета и возможностью попадания инфекции.

    • У детей раннего возраста очаг пневмонии наиболее часто локализуется в верхушечном сегменте нижней доли. Этот сегмент в известной степени изолирован от остальных сегментов нижней доли; его сегментарный бронх отходит выше других и идёт под прямым углом прямо и назад. Это создаёт условия плохого дренирования, так как дети первого года жизни обычно длительное время находятся в лежачем положении.

    • Также патологический процесс часто локализуется в заднем (II) сегменте верхней доли и заднем базальном (X) сегменте нижней доли.

    • Особое место занимает поражение средней доли (так называемый «средне-долевой синдром»). Средние боковой (4-й) и передний (5-й) сегментарные бронхи расположены в области бронхопульмональных лимфатических деталей; имеют относительно узкий просвет, значительную длину и отходят под прямым углом. Вследствие этого бронхи легко сдавливаются увеличенными лимфатическими узлами, что может вызвать внезапное выключение значительной дыхательной поверхности и развитие дыхательной недостаточности.

    СЕМИОТИКА ДЫХАТЕЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ

    Дыхательная недостаточность (ДН) — состояние, при котором затронут газовый состав артериальной крови или он поддерживается на нормальном уровне ценой чрезмерных энергетических затрат.

    Причин, которые вызывают дыхательную недостаточность, в частности острую (ОДН), довольно много. Это — заболевание верхних и нижних дыхательных путей, паренхимы легкого; нарушение проходимости дыхательных путей вследствие рвоты и регургитаций, попадание инородных тел, при пневм о- и пиотораксы, а также травме грудной клетки. Кроме того, к ДН могут привести заболевание и травмы ЦНС, повреждение нервных ведущих путей, мышечная дистрофия, миастения.

    Наиболее частые причины острой дыхательной недостаточности

    Причины ОДН в возрастемес

    Причины ОДН в возрасте 2-12 лет

    Бронхопневмония бактерийная вирусная (бронхиолит), аспирация Непроходимость верхних дыхательных путей

    Врожденный порок сердца

    Аспирация инородного тела

    дефекты развития диафрагмы

    Урожденное недостаток сердца

    Травма грудной клетки

    Основными проявлениями ДН есть гипоксемия, гипо- и гиперкапния. При этом гиперкапния никогда не бывает без гипоксемий, если ребенок дышит атмосферным воздухом. Гипоксемия нередко объединяется с гипокапнией.

    Дыхательная недостаточность разделяется на обструктивную, парэнхиматозную и вентиляционную (внелегочного происхождение).

    Обструктивная ДН может быть обусловленная механическими причинами — аспирация инородного тела, развитием отека слизистой оболочки (подсвязочный ларинготрахеит), наличием бронхиолоспазма (нападение бронхиальной астмы), сжатием дыхательных путей извне (сосудистое кольцо или удвоение аорты, инородное тело пищевода, воспалительные заболевания ротоглотки и др.), а также прирожденными дефектами развития (атрезия хоан, ларингомаляция, муковисцидоз). Часто имеет место объединения нескольких факторов (например, зажигательный отек слизистой оболочки с нарушением эвакуации отхаркивания и др.).

    Поражение крупных дыхательных путей проявляется инспираторной одышкой, а при нарушении проходимости мелких (бронхиол) появляется экспираторная одышка. Механизм возникновения дыхательной недостаточности при бронхиальной астме объясняется резким перерфстяжением альвеол воздухом, который собрался. Это вызывает нарушение капиллярного кровообращения. Снятие бронхоспазма оказывает содействие уменьшению перерастяжения альвеол. И как следствие — ликвидация дыхательной недостаточности.

    Паренхиматозная ДН характеризуется преобладающей повреждением альвеол и капиллярного русла малого круга кровообращения. Ее клиническим эквивалентом является респираторный дистресс-синдром (РДС) за взрослым типом. Патофизиологическая основа РДС — альвеолярно-капиллярный блок для диффузии кислорода, снижение податливости и функциональной остаточной вместимости легких. Как правило, это является проявлением системного воспалительного ответа макроорганизма на эндотоксемию. Воспалительные заболевания легких также могут приводить к паренхиматозной ДН. В этом случае на первый план появляются ранняя гипоксемия с гипокапнией и одышка смешанного типа.

    Вентиляционная ДН обусловленная нарушениям регуляции внешним дыханием. Это может быть связано с угнетением деятельности дыхательного центра (отравление барбитуратами, травмы и опухоли ЦНС, энцефалит и др.), ведущей нервной системы (полиомиелит и др.), синаптической передачи (миастения, остаточное действие мышечных релаксантов), с изменениями дыхательной мускулатуры (мышечная дистрофия, протеолиз мышц при гиперкатаболизме и др.).

    Основным клиническим проявление данного варианту ДН есть гиповентиляция. Причиной такого состояния может быть: пневмо-, гемо- или гидроторакс, высокое стояние диафрагмы (парез кишечника) или травма грудной клетки. Для вентиляционной ДН характерное объединение гипоксемии и гиперкапнии.

    Дыхательная недостаточность может возникнуть при снижении РаО 2 в воздухе, который вдыхается. Это вызывает уменьшение насыщения крови кислородом в легочных капиллярах и ведет к возникновению тканевой гипоксии (в условиях высокогорья, при нарушении подачи кислорода в кювезах и др.).

    Возможно развитие дыхательной недостаточности при нарушении транспорта газов кровью при трудных анемиях, изменению структуры гемоглобина (ме т- или карбоксигемоглобин). При нарушениях кровообращения вследствие замедления кровотока в органах и тканях возникает застойная гипоксия. Особое место занимает так называемая тканевая гипоксия, которая объясняется повреждением ферментных систем клеток, которые принимают участие в утилизации проникающего из крови кислорода (при отравлениях, инфекции).

    В развитии ОДН выделить три патогенетические стадии :

    1 стадия — нарушение газообмена отсутствуют благодаря компенсаторному усилению дыхания и кровообращения;

    11 стадия – появляются первые клинический и лабораторный признаки декомпенсации в виде проявлений гипокапнии и гипоксии;

    111 стадия — полная декомпенсация, во время которой исчезают отличия между видами дыхательной недостаточности.

    Клиническая картина дыхательной недостаточности состоит из

    — симптомов основного заболевания,

    — семиотики изменений функции аппарата внешнего дыхания, а также

    — признаков гипоксемии и гиперкапнии,

    Декомпенсация при гипоксемии оказывается неврологическими расстройствами и нарушением кровообращения, вследствие чего развиваются вторичные гиповентиляция и гиперкапния.

    Нарушение функции внешнего дыхания проявляются симптомами, которые характеризуют компенсацию, усиленную работу дыхательных мышц и декомпенсацию аппарата внешнего дыхания.

    Основными признаками компенсации является одышка и удлинение вдоха или выдоха с изменением соотношения между ними.

    Усиление дыхания происходит по счет включениям вспомогательных мышц — шейных и глубоких межреберных. Это проявляется западениями на вдохе уступчивых мест грудной клетки ( над — и подключичных участков, яремной ямки, межреберий, грудины), а также кивательными движениями головы в такт дыхания у детей раннего возраста. О декомпенсации свидетельствуют брадиаритмия дыхание, его патологические типы и признаки распада дыхательного центра.

    Клинические признаки гиперкапний и гипоксемий могут быть ранними и поздними.

    Ранние, такие, что отображают компенсацию прежде всего со стороны сердечно-сосудистой системы, — это тахикардия, артериальная гипертензия, бледность кожи. Они указывают на централизацию кровообращения, необходимую для поддержки кислородного режима ЦНС.

    Поздние клинические признаки гиперкапний и гиоксемий свидетельствуют о декомпенсации со стороны сердечно-сосудистой , дыхательной систем и ЦНС. Это цианоз, липкий пот, двигательное и психическое беспокойство ребенка или его заторможенность. При оценке цианоза обязательно надо учитывать его распространенность и изменение под влиянием разных концентраций кислорода во вдыхаемом воздухе. Если реакция на 45% содержание кислорода во вдыхаемом воздухе сохраняется, это свидетельствует о вентиляционной дыхательной недостаточности и отсутствии шунто-диффузних нарушений. Положительная реакция на 100% содержимое кислорода в воздухе, который вдихаем характерна для нарушения диффузии через альвеолярно-капиллярную мембрану, а при внутрилегочном артериовенозном шунтировании, наоборот, эффекта нет.

    Симптомы одной группы, характерные, — это проявления декомпенсации ЦНС, кровоснабжения и дыхание, которые развиваются в результате тканевой гипоксии и связанного с ней метаболического ацидоза. Среди этих симптомов грозными признаками гипоксического пораження ЦНС, которые требуют экстренной терапии, есть кома и судороги. Одновременно на тканевую гипоксию реагирует и сердечно-сосудистая система в виде артериальной гипотензий, брадикардии и других нарушений ритма. В дальнейшем возникают декомпенсаторно-адаптационные нарушения дыхания, которые заканчиваются остановкой дыхания.

    При острой дыхательной недостаточности, в отличие от хронической, в организме не успевают включаться механизмы долгодействующей компенсации, поэтому для этого состояния характерная четкая зависимость между уровнями Раса 2 и РаО2 артериальной крови и клинической картиной.

    Первые клинические признаки гипоксемии — цианоз, тахикардия, нарушение поведения, которые оказываются при снижении Рао 2 до 70 мм рт. ст. Неврологические нарушения характерны для больного при Рао 2 ниже 45 мм рт. ст. Смерть наступает, когда Рао2 достигает 20 мм рт. ст. Для РаСа2 крови эта взаимосвязь такой: глубокие шейная и межреберная мышцы начинают принимать участие в дыхании при РаСа2 выше 60 мм рт. ст., а признака декомпенсации дыхания свидетельствуют о повышении РаСа 2 большемм рт. ст.

    1. Практикум по пропедевтической педиатрии с уходом за детьми / Под ред. В.Г. Майданника, К.Д. Дуки. — М.: Украина, 2002.с.

    2. Тур А.Ф. Пропедевтика детских болезней. — Л.: Медицина, 1967.с.

    3. Тестовые задания по педиатрии / Под ред. чл.-корр. АМН Украины, проф. В.Г. Майданника. — М.: СП "Интертехнодрук", 2007.-429 с.

    4. Ситуационные задачи по педиатрии / Под ред. чл.-корр. АМН Украины, проф. В.Г. Майданника. — М.: ИД "Аванпост-Прим", 2006.-206 с.

    5. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). — М.: Издательский центр «Академия», 2003.с.

    6. Воронцов И.М., Мазурин А.В. Справочник по детской диететике. — Л.: Медицина, 1980.-416 с.

    7. Воронцов И.М., Мазурин А.В. Справочник по детской диететике. — Л.: Медицина, 1980.-416 с.

    8. 4. Еренков В.А. Клиническое исследование ребенка.-К.: Здоровья, 1984.с.

    9. 5. Игнатов С.И. Руководство по клиническому исследованию ребенка (с элементами семиотика и диагностики). — М.: Медицина, 1978.-328 с.

    10. Здоровый ребенок / Под ред. Б.И. Кузника, А.Г. Максимовой. — 3-е изд., Перераб. и доп. — М.: Вузовская книга, 2008.с.

    11. Клинический протокол медицинского ухода за здоровым ребенком в возрасте до 3 лет. Приказ МЗ Украины № 149 от 20.03.2008. — 91 с.

    12. Майданник В.Г.Избранные лекции по пропедевтической педиатрии.-К., 1995.-175 с.

    13. Майданник В.Г. Основы клинической диагностики в педиатрии. — К., 1998.с.

    14. Маркевич В.Е., Майданник В.Г., Павлюк П.А. и др.. Морфофункциональные и биохимические показатели у детей и взрослых. — Киев-Сумы: МакДен, 2002.с.

    15. Протокол медицинского ухода за здоровым новорожденным ребенком. Приказ МЗ Украины № 152 от 04.04.2005. — 29 с.

    16. Об усовершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детям в Украине. Приказ МЗ Украины № 434 от 29.11.2002. — 97 с.

    17. Рылова Н.Ю. Новорожденный ребенок. — М.: ЭКСМО, 2008.с.

    Источник: http://intranet.tdmu.edu.ua/data/kafedra/internal/pediatria2/lectures_stud/ru/med/lik/ptn/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F/3/%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%E2%84%9608%20%D0%90%D1%83%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D1%83%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9.htm